Ход урока:
Вызов.
- Эвристическая беседа. Слово учителя: Вторая часть повести раскрывает историю создания портрета, погубившего художника Чарткова. Герой 2 части тоже художник, противопоставлен Чарткову: он находит в себе силы избавиться от дьявольского наваждения. Гоголь размышляет о божественной миссии искусства и художника, о назначении искусства, о свободе творчества, о его взаимоотношениях с религией.
Наша задача — определить роль искусства в мире по повести «Портрет».
- Верные - неверные утверждения отметить в тетради:
1. Чартков — богатый художник, рисующий только портреты
В портрете зрителей поражают глаза человека.
Чартков на последние деньги купил портрет.
Чартков выполняет наказ профессора и уклоняется от возможности стать модным художником.
Зрители восхищаются работами Чарткова, потому что он приукрашивает действительность.
Причина безумия Чарткова — сожаление о погубленном таланте и зависть более успешным художникам.
7. Художник, написавший портрет ростовщика, становится безумным.
8. Художник Б. - автор известного портрета.
9. Добро в повести олицетворяет отец художника Б., а зло — Чартков.
10. Художник Б. уничтожил портрет по просьбе своего отца.
Осмысление содержания:
- Почему Гоголь сначала рассказывает историю Чарткова, а потом – историю портрета?
- Что связывает части повести?
- Каковы особенности композиции 2 части?
- Каким рисует автор ростовщика?
-Почему один художник получает имя – Чартков, а другой – нет?
Аналитическая работа по тексту в группах по вопросам:
1. Как изменяется жизнь художника после появления портрета?
2.Что привело художника в монастырь? Почему так долго отказывался он приступить к росписи храма и что помогло создать ему дивное произведение искусства?
3. Кто из героев становится выразителем взглядов Н.В.Гоголя на искусство?
4. Можно ли назвать повесть фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?
3. Оценочный этап. Художник. Искусство. Портрет. Талант
1.Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
4. Каковы взгляды Гоголя на искусство и предназначение искусства? Кто стал выразителем вещных идеалов, а кто - вечных?
В чем видит писатель связь искусства с религией?
Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.
Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».
7. Как я работал на уроке – отметить на шкале из 6 делений.
Домашнее задание.
1. Творческий практикум. Стр. 325 Подготовка к сочинению-эссе «Какова роль искусства в обществе?»
Отметки за урок и рефлексия учителя.