Цели:
Дать понятие о связи музыки с поэзией.
Показать учащимся связь стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге с музыкой»
Расширить представление учащихся об эстетическом и идейном богатстве. стихотворения «На Волге», о его связи с народной песней, любви к своей Родине.
Задачи:
Продолжать работу по развитию эстетического вкуса у учащихся, добиваясь их художественного восприятия.
Знать жанр трудовых русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности на примере русской народной песни «Дубинушка».
Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, четко произносить текст.
Подготовка урока:
Учащимся было дано задание отметить в стихотворении строчки, связанные с
музыкой, сделать рисунки-иллюстрации.
Подготовить сообщение о создании русской народной песни «Дубинушка».
С учащимися разучена русская народная песня «Дубинушка».
Отметить строки в стихотворении, где говорится о музыке.
На уроке использовано мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура» «От наскальных рисунков до киноискусства».
Оформление урока:
На доске эпиграф к уроку. Строки из стихотворения «На Волге»:
«О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?»
Репродукция с картины Крамского «Некрасов в период «Последних песен».
Репродукции с картины Репина «Бурлаки на Волге»
Звучит музыкальный эпиграф к уроку: русская народная песня «Эй, ухнем».
Учитель. К уроку два эпиграфа. Один стихотворный, он записан на доске. Другой – музыкальный, его сейчас слышали учащиеся. Почему к уроку два эпиграфа?
Дети отвечают.
Учитель. Проследите, как музыка помогает нам лучше понять стихотворение «На Волге» и как она вплетена в стихотворение. В музыке и поэзии много общего: и музыка и стихи выражают самые задушевные, глубокие мысли и чувства человека.
В музыке и стихах есть и общая организующая основа – ритм, что делает и стихотворение и музыку музыкальным (читаю строки из стихотворения, скандирую, выделяя ударные слоги. Фрагмент из к/ф «Белеет парус одинокий».
«Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям».
Определите по ритмическому рисунку песню, назовите ее (отстукиваю ритмический рисунок песни «Дубинушка».) В стихах создают ритм равномерное чередование ударных и неударных слогов, а в музыке – сильных и слабых долей.
Прочитайте эпиграф и скажите каких звуков больше в подборе слов?
Дети отвечают.
Учитель звонкие согласные, особенно «л», мягкие согласные и гласные создают особенную плавность и музыкальность в поэтическом выражении любви поэта к Родине. Но есть и строки, где поэт подбором других звуков выражает совсем другие чувства. Найдите такие строки.
Дети читают. (Находят строки, где много шипящих звуков, усиливающих чувство тоски и безнадежности).
Учитель. Прочитайте строки из стихотворения, в которых Некрасов говорит о музыке.
Дети читают.
Учитель. Музыка соединенная со страдание, может звучать и страшно, переходя в другие звуки.
Дети читают «Их мерный похоронный крик»…
«Когда б, о Волга, над тобой
Не раздавался этот вой!»…
Но вдруг я стоны услыхал…»
Учитель. Почему мы думаем, что эти страшные звуки – пение? «Мерный крик», «Всю ту же песню ты поешь».
Дети отвечают.
Учитель. Речевая интонация приближена к пению, распеву. Какие еще звуки слышит поэт, которые перекликаются со стонами – песнями бурлаков?
Дети читают.
Учитель. Как поэт реагирует на это?
Дети. «О горько, горько я рыдал»…
Учитель Как музыка нам глубже и тоньше чувствовать поэзию? Прочитайте те отрывки, к которым вы сделали иллюстрации.
Дети читают и показывают на свои иллюстрации.
Учитель. (Читаю от слов «Давным-давно, в такой же час…, заканчивается словами «иною музыкою полн»). Что же это за музыка зазвучала в душе поэта, этот «говор тех же милых волн» стал полон иною музыкой?
Ответы учащихся. Их сообщения. (Домашние задание).
Дети рассказывают какие события заставили поэта услышать такую музыку, рассказывают о его встрече с бурлаками. Рассказывают о создании песни «Дубинушка».
После проверки домашнего задания учитель предлагает исполнить русскую народную песню «Дубинушка».
Учитель. После каких слов в стихотворении ее нужно спеть?
Дети. «Всю ту же песню ты поешь».
Исполнение русской народной песни «Дубинушка».
Поведение итогов.
*Рекомендовано к публикации в качестве методической разработки и распространению педагогического опыта.