Ведущий. С вашего разрешения, дорогие участники игры и уважаемые зрители, мы отправимся в грандиозное путешествие сквозь пространство и время. Три века отечественной литературы, три ее «лика» мы сможем узреть «здесь и сейчас».
Ведущий запускает символическую «машину времени». На сцене затемнение. Когда зажигается свет, зрители видят танцевальную пару в костюмах, стилизованных под моду XVIII века. Раздаются звуки полонеза, и пара делает соответствующие танцевальные движения
I. «НАМ НИ К ЧЕМУ ОДИЧЕСКИЕ РАТИ»?
«ОХ! БАСНИ - СМЕРТЬ МОЯ!»
Ведущий.
Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро! —
провозгласил А.Н. Радищев и, надо сказать, оказался прав сторицей. Век царедворцев и вольнодумцев. Век крепостничества и Просвещения.
Что век XVIII без державинских и ломоносовских од? А без крыловских басен? То же, что век XX без рок-н-ролла и хард-рока.
(В ходе этого конкурса используются домашние заготовки. Команды заранее, до начала игры, получают задание попробовать свои силы в поэтическом творчестве - сочинить оды или басни (по выбору) шуточного характера. )
Во время состязаний представители команд выходят на сцену и читают получившиеся произведения.
II. «ТЕАТР УЖ ПОЛОН...»
Ведущий. Путешествие в восемнадцатый век продолжается. Теперь нам предстоит оказаться в театре.
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин.)
Участникам игры предлагается перекинуть «мостик» из театра XVIII века к сценическому искусству нового тысячелетия, осуществив, как сейчас принято говорить, «римэйк» нашумевшей в свое время комедии «Недоросль».
Итак, премьера: «Недоросль-2011».
Команды представляют на суд жюри и зрителей еще одно домашнее задание - мини-спектакли.
Ведущий. Позвольте от души поблагодарить команды. Представление было блистательным. Но время неумолимо бежит вперед. И вот мы уже в XIX веке.
Танцевальная пауза: пара исполняет вальс.
III. КНИЖНАЯ ЛАВКА
Ведущий. XIX век именуют «золотым веком» русской литературы. Сейчас мы проверим, насколько широко и глубоко наши игроки осведомлены в области литературной классики XIX века. Для этого мы отправимся в книжную лавку.
На выставке вы видите известные произведения знаменитых русских писателей XIX века. Все книги в суперобложках, скрывающих подлинные названия и фамилии авторов. На обложках записаны «обновленные» заглавия произведений. Задача игроков — «перевести» эти заголовки с молодежного сленга на язык классики, то есть вернуть книгам их настоящее «имя».
Ребята подходят к выставке. Ведущий дает время, чтобы ознакомиться с книгами. После этого команды высказывают свои версии, делятся догадками.
«Предки и бэби». («Отцы и дети» И.С. Тургенева.)
«Тинэйджер». («Подросток» Ф.М. Достоевского.)
«Записки «чайника». («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя.)
«Шнобель». («Нос» Н.В. Гоголя.)
«Не в свою тачку не садись». («Не в свои сани не садись» А.Н. Островского.)
«Братья-рэкетиры». («Братья-разбойники» А.С. Пушкина.)
«Мочиловка и залет». («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.)
«Кому на Руси кайф». («Кому на Руси жить хорошо» НА. Некрасова.)
IV. ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН
Ведущий. А теперь, господа, приглашаю всех заглянуть в один из модных литературных салонов. Позвольте представить хозяйку. (Далее обращается к хозяйке салона.) Чем порадуете, хозяюшка? Какое «угощение» приготовили нам?
Хозяйка салона. Господа! Нынче новая игра. Фанты и буриме, право же, надоели. Сегодня играем в двустишия.
Ведущий. Позвольте вмешаться, сударыня. Я познакомлю всех присутствующих с правилами игры. Вашему вниманию будет предложена строчка из классического стихотворения. Эту цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке. Например:
По улицам слона водили — (И. Крылов.) На нем рекламу разместили, или
Однажды в студеную зимнюю пору (Н. Некрасов.) Тепло отключили. И дали не скоро.
Хозяйка. Madame! Monsieur! Прошу: включайтесь в игру.
(Раздает «гостям» карточки с записью цитат.)
Ведущий. На выполнение задания — одна минута.
Предложенные цитаты качестве первой строки двустишия?
Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)
Три девицы под окном... (А. Пушкин.)
Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)
Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)
Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)
Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)
Я встретил вас... (Ф. Тютчев.)
Умом Россию не понять... (Ф. Тютчев.)
Вчерашний день часу в шестом... (Н. Некрасов.)
V. КАКОВ ВОПРОС - ТАКОВ ОТВЕТ
Суть задания заключается в следующем. Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из известных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой — только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумывание ответа отводится 30 секунд.
Вот примеры вопросов-ответов:
1) Мечты, мечты,
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)
В пустыне, чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной... (А.С. Пушкин.)
2) Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)
Во глубине сибирских руд... (А.С. Пушкин.)
3) Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало... (А.А. Фет.)
4) Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть... (А.А. Фет.)
5) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)
И скучно и грустно,
И некому руку подать... (М.Ю. Лермонтов.)
VI. О ЖЕНЩИНЫ!
Ведущий. Женщина во все времена была центром притяжения для писателей и поэтов, композиторов и художников. К ней они обращали свои восхищенные взоры, тщась постигнуть тайну загадочной женской души.
Сейчас вы увидите небольшую инсценировку (она подготовлена ребятами, не участвующими в состязаниях). Мы станем свидетелями «мужского» разговора на «женскую» тему. Диалог представляет собой набор цитат из разных произведений русских писателей-классиков. Задача участников игры - определить, о каких литературных героинях идет речь.
Инсценировка
- Эта княжна... прехорошенькая. У нее такие бархатные глаза, именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу. (1)
Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади. (2)
Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове. <...> Этакое богатое тело! хоть сейчас в анатомический театр. (3)
Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! <...> Ах, <...> как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится.(4)
- Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне. (5)
Она не удостаивает быть умной. <...> Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать. (6)
Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! Но послушай дружеского совета: <...> ежели хочешь, чтоб [она] ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег. (7)
(Ответы: 1,2- княжна Мери («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), 3 - Одинцова («Отцы и дети» И.С. Тургенева ), 4 - Катерина («Гроза» АЛ. Островского), 5 - Ольга Ларина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), 6 - Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого), 7 - Маша Миронова («Капитанская дочка» А.С. Пушкина).)
VII. ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!!!
Ведущий. XX век подарил человечеству «восьмое чудо света» - кинематограф. (Специально подготовленный учащийся читает стихотворение О. Мандельштама «Кинематограф».)
Это задание носит характер экспромта. От участников игры требуется «снять» немую киноленту по мотивам известной литературной сказки, например, фильм ужасов - по сказке Л. Толстого «Три медведя», комедию - по сказке В. Гарши-на «Лягушка-путешественница», мелодраму - по сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
Пока команды готовятся - танцевальный номер.
VIII. РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
Ведущий. «Реклама - двигатель торговли» - данный афоризм уже успел набить оскомину, но, несмотря на это, следует признать тот факт, что реклама прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Итак, внимание: рекламная пауза!
Команды демонстрируют подготовленные заранее рекламные «ролики» - шуточные мини-спектакли, в которых «рекламируется» произведение какого-либо русского писателя или все его творчество в целом.
По окончании состязаний жюри подводит итоги, чествует победителей.