ВЕДУЩИЙ (1): Добрый вечер, дорогие друзья! Приветствую вас в нашей литературной гостиной. Мы собрались здесь, чтобы поговорить о самом светлом и прекрасном чувстве - о любви.
ЧТЕЦ:
Любовь — великое искусство,
Туг каждый смертный - чародей.
Ну как перевести мне чувство
На лающий язык людей?
Твоей тиши я не нарушу
Не из-за гордости, отнюдь:
Словами не расскажешь душу,
Лишь музыкой... и то чуть-чуть...
Земное время — как дорожка.
Но испытай любовный транс -
И время вскроется матрешкой
О, сколько в нем иных пространств!
Твое пространство - тонкий ветер,
Мир чувств, желаний и страстей.
Проснись! - и ты увидишь сети,
Что спеленали всех людей.
Г.Бязырев «Любовь – великое искусство…»
ВЕДУЩИЙ (2): Любовь бывает разной. Наука дает следующее объяснение любви: это чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, также чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.
В древнейшей мифологии и поэзии любовь — космическая, сила, подобная силе тяготения - всегда оказывает благотворное влияние на любимого.
Большинство людей хотя бы раз в жизни переживают это, прекрасное чувство.
ВЕДУЩИЙ (1): Есть такое изречение «Любви все возрасты покорны». И это действительно так.
ВЕДУЩИЙ (2): Гёте в зрелом возрасте делает предложение девятнадцатилетней девушке.
ВЕДУЩИЙ (1): Сергей Есенин, безумно влюбляется в Айседору Дункан, прекрасную танцовщицу, которая на семнадцать лет старше поэта. Их встреча словно была предопределена судьбой, в которую оба свято верили. Прекрасной и трагической страницей жизни стала для каждого из них эта встреча.
ЧТЕЦ:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным,
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
С.Есенин «Заметался пожар голубой...»
ВЕДУЩИЙ (2): Любовь является тайной двух сердец. И эта тайна велика. Она живет в письмах к невестам, женам. Читая письма выдающихся людей к невестам, испытываешь особое волнение, потому что нам известно то, что было им неведомо, когда они писали. Нам известно, что будет потом и с ними, и с их любимыми.
ВЕДУЩИЙ (I): Десятого июля 1870 года Алексей Константинович Толстой, поэт, романист, драматург, писал из Дрездена жене — Софье Андреевне Толстой'. «Вот я здесь, и мне тяжело на сердце, когда вижу опять эти улицы, эту гостиницу и эту комнату без тебя. Я не могу заснуть, не сказав тебе то, что говорю тебе уже двадцать лет, что, я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад». Двадцать лет назад он увидел ее первый раз «средь шумного бала, случайно...»
ЧТЕЦ:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид.
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
А. Толстой «Средь шумного бала...»
ВЕДУЩИЙ (2): Эти стихи посвящены первой встрече Алексея Константиновича Толстого с будущей женой. Тогда Софья Андреевна была замужем за нелюбимым человеком. Развод в царской России был делом практически неосуществимым. Прошли годы, и исполнилось то, о чем они мечтали. В 1863 году Софья Андреевна стала женой Алексея Толстого. Все стихи он посвящает ей,
ВЕДУЩИЙ (1): Истинно любящие борются за свою любовь до последнего мига, они борются, утратив надежду на взаимность. Будущую жену Любовь Дмитриевну Менделееву Александр Блок любил с юношеских лет, когда познакомился с ней в подмосковном имении ее отца, великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Семнадцатого августа 1903 года состоялась их свадьба. Любовь к жене поэт сохранил на всю жизнь.
ЧТЕЦ:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - И ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
А.Блок. «Предчувствую Тебя»
ВЕДУЩИЙ (2): К сожалению, любовь бывает безответной, неразделённой. Для Владимира Маяковского Лиля Брик была и осталась единственной, которую он так сильно любил. Многие стихотворения и поэмы Маяковский посвящал ей. Для Лили' Брик это был кратковременный роман, а Маяковский очень страдал и любил только ее.
ЧТЕЦ:
Дым табачный воздух вывел.
Комната - глава в крученыховском аде.
Вспомни - за этим окном впервые руки твои,
исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот, сердце в железе.
День еще - выгонишь, может быть, изругав,
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
В. Маяковский. Лиличка
ВЕДУЩИЙ (1): Чтобы любить, лицо уметь восхищаться. В 1818 году в жизнь Стендаля вошла великая любовь к Матильде Дембовской. Что же так привлекло Стендаля в этой женщине? Загадка. Матильда не любила его, и его неразделенная любовь к ней была сильнейшим счастьем и одновременно несчастьем его
ВЕДУЩИЙ (2): Из писем Стендаля Матильде Дембовской: «Любовь - это почти всегда могущественная иллюзия, волшебное зеркало! Счастлив тот, что умеет подчинять и направлять чувства любви, кто никогда не покоряется ее внушениям... В большинстве случаев любовь — источник несчастья. В одном из последних писем он пишет: «Прощайте, сударыня, будьте счастливы; мне кажется, что для вас это возможно только тогда, когда вы любите. Будьте же счастливы, даже любя другого, а не меня»
ЧТЕЦ:
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь - прельщусь – смущусь – рванусь,
О милая! — Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.
И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спеленутых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.
Нет, выпростаю руки! - Стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен
Смерть выбью! –
Верст на тысячу в округе
Растоплены снега и лес спален.
И если всё ж — плеча, крыла, колена
Сжав - на погост дала себя увесть, -
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать — иль розаном расцвесть!
М.Цветаева «Любовь! Любовь! И судорогах, и в гробе…»
ВЕДУЩИЙ (1): Последней любовью Байрона была Тереза Гваччиоли, с которой он познакомился в Венеции. Ей было тогда шестнадцать лет, ему немногим более тридцати лет. Почти через полвека, когда Байрон стал для мира великим воспоминанием, пожилая Тереза Гамба (после развода с графом Гваччиоли к ней вернулась ее девичья фамилия) издала обширные воспоминания о любимом человеке. Любовь к Байрону была для Терезы событием, которое изменило все ее существо. Она любила его как человека и как поэта. Ради этой любви Тереза добилась у Папы Римского разрешения проживать раздельно с мужем.
ЧТЕЦ:
Странник прошел, опираясь на посох, —
Мне почему-то припомнилась ты.
Едет пролетка на красных колесах —
Мне почему-то припомнилась ты.
Вечером лампу зажгут в коридоре —
Мне непременно припомнишься ты.
Что б ни случилось, на суше, на море
Или на небе, — мне вспомнишься ты.
В. Ходасевич "Странник прошел, опираясь на посох...*
ВЕДУЩИЙ (2): Мы считаем, что первая любовь — это удел детей. Но что делать если первая любовь пришла, когда ему было сорок три, а ей сорок лет. Он — Дени Дидро она – Софи Волан. О ней почти ничего неизвестно, не сохранился и ее портрет, который украшал оборотную сторону титульного листа томика Горация. Но, как известно, вся библиотека Дидро была куплена Екатериной II, и поэтому томик затерялся в недрах книгохранилища. Дидро был чересчур добр и великодушен, чтобы уйти от жены, которая соединила с ним жизнь, когда он был безвестен и беден; он был чересчур целен для того, чтобы уйти от дочери, которую нежно любил, а Софи была чересчур добра для того, чтобы настаивать на его разрыве с семьей, — и она на всю жизнь, до старости осталась незамужней, а он остался на всю жизнь ее возлюбленным. В 1759 году Дидро писал Софи: «Четыре года назад вы казались мне прекрасной. Ныне я нахожу вас еще прекраснее; такова волшебная сила постоянства — добродетели наиболее требовательной и редкой»,
ВЕДУЩИЙ (1): Дени Дидро и Софи Волан часто расставались надолго. Он безумно по ней тосковал, в письмах рассказывал ей обо всем в мире и о любви к ней. Когда Софи умерла, он, узнав об этом, выразил одно желание: уйти из жизни вслед за нею.
ЧТЕЦ:
Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь. — Меня не зови. —
Я и сам уж давно ворожу.
От тяжелого бремени лет
Я спасался одной ворожбой
И опять ворожу над тобой,
Но не ясен и смутен ответ.
Ворожбой полоненные дни
Я лелею года, — не зови...
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной темной любви?
А. Блок - Одинокий, к тебе прихожу...»
ВЕДУЩИЙ (2): Ни в молодости, ни в зрелые годы Николай Заболоцкий стихов о любви не писал. Эта странная особенность отличала его от всех поэтов мира. Любовные стихи он начал писать в конце жизни.
Николай Заболоцкий рано женился, рано обзавелся детьми и был, кажется, совершенно счастлив в семейной жизни. Жена, Екатерина Васильевна, была готова ради него на любые лишения, на любой подвиг. Прожив с Заболоцким двадцать шесть лет, она внезапно уходит к другому. Нельзя передать его удивление, обиду, горе. Ему нужно было немедленно доказать всем и самому себе, что он не унижен, что есть многие женщины, которые были бы рады его полюбить. Заболоцкий позвонил одной одинокой женщине, Наталье Роскиной, которую знал немного, и по телефону предложил ей выйти за него замуж. Она сразу согласилась. Совместная жизнь у них не задалась, но именно ей Заболоцкий посвящает одно-единственное стихотворение — «Признание».
ЧТЕЦ:
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная.
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется...
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Н. Заболоцкий. Признание
ВЕДУЩИЙ (1): Они вскоре расстаются. Заболоцкий понимает, что любит только свою первую жену, Екатерину Васильевну, и никого не сможет полюбить. Все свои муки Николай Заболоцкий выразил только в стихах — может быть, самых прекрасных из всех, написанных им за всю жизнь.
Заболоцкий тосковал по Екатерине Васильевне и мучительно беспокоился о ней. И эта тоска, это беспокойство отразились уже в самом первом из обращенных к ней стихотворений — «Чертополох».
ЧТЕЦ:
Снилась мне высокая темница
И решетка, черная, как ночь,
За решеткой—сказочная птица,
Та, которой некому помочь.
Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь, не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.
И простерся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный!
Взор ее неугасимых глаз.
Н. Заболоцкий. Чертополох
ВЕДУЩИЙ (2): Николай Заболоцкий думал о Екатерин постоянно. Видел ее повсюду. Однажды она приснилась ему в сне. Так появилось стихотворение «Можжевеловый куст».
Целых два года Заболоцкий ждал встречи со своей первой женой. Когда он почти потерял всякую надежду на встречу, его жена вернулась к нему. Для него это было большим потрясением. 3аболоцкий пережил уход жены, и пережить ее возвращения он не смог. Инфаркт оборвал его жизнь.
ЧТЕЦ:
Я увидел во сне можжевеловый куст
Я услышал вдали металлически хруст
Аметистовых ягод услышал я звон
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невесомые эти стволы
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст.
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст,
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
И. Заболоцкий. Можжевеловый куст
ВЕДУЩИЙ (1): Владимир Высоцкий — знаменитый певец, бард, актер. Его песни были очень популярны в 1960— 1980-е годы, он был кумиром для многих людей. Высоцкий отчаянно влюбился в прекрасную французскую актрису Марину Влади. В 1970 году они поженились. До самой смерти Высоцкого они жили врозь: Марина — во Франции, Владимир — в Советском Союзе. Десять лет встреч и расставаний, неиссякаемой нежности, верности и преданности друг другу.
(Звучит аудиозапись песни Высоцкого «Баллада о любви».)
ВЕДУЩИЙ (2): О любви можно говорить бесконечно. Без любви жизнь была бы серой, скучной, однообразной. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек.