Тема: Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе
Тип урока: повторительно-обобщающий;
Цель: 1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова; определить роль каждого писателя в судьбе Родины; показать отражение литературных тем, образов в музыкальных произведениях; создать в сознании целостный образ каждого автора и всей эпохи;
2)развивать монологическую речь, выразительность чтения художественных произведений, восприятие литературных и музыкальных произведений, навык презентации темы;
2)проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность авторов, воплощённые в образах и судьбах их литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему
Оборудование: 1) мультимедийная аппаратура, интерактивная доска; ЦОР;
Ход урока:
Введение. Слово учителя:
Объявление цели урока
О русской литературе 19 века
«Начало XIX века часто называют «золотым веком» нашей поэзии, но нередко так характеризуют и всю литературу этого столетия. Поток литературы несёт свои плоды в потоке истории, этот век богат поисками новых литературных направлений, многие произведения этого периода нашли своё отражение в музыкальных произведениях композиторов-современников и музыкантов последующих поколений.
Сегодня мы обобщим творчество В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, проследим, что общего в творчестве, как связаны они между собой литературной деятельность и эпохой.
II.В.А. Жуковский (1783-1852) – не только талантливый поэт, но и друг, и помощник молодых литераторов.
1) Сообщение одного из учащихся по плану:
Семья поэта
Творческая обстановка в доме
Первые шаги в литературе
Друг и помощник молодых поэтов
Расцвет творчества
Воспитатель будущего царя, образованнейший человек не отрекается от старых друзей
Романтизм – уход от неудовлетворявшей действительности
2) Беседа с учащимися:
- Назовите признаки романтизма как литературного направления.
- Какие романтические герои особенно запомнились вам из произведений В.А. Жуковского?
3)Рассказ учителя музыки о произведении по мотивам баллады «Светлана».
.
III.А.С. Грибоедов – блестящий дипломат и талантливый человек.
Презентация одно из учащихся по творчеству А.С.Грибоедова по плану:
Жизнь А.С.Грибоедова до дипломатической службы
А.С.Грибоедов – талантливый литератор и блестящий дипломат
На пути к величайшему творению
События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
Бессмертный автор бессмертной комедии
Рассказ учителя музыки о вальсах Грибоедова:
Слушание фонограммы вальса;
Слово учителя литературы:
Чтение отрывка из книги А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум»: «Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана» «Что везёте?» «Грибоедова»
Это было тело убитого Грибоедова, которое сопровождали в Тифлис.
На памятнике Грибоедову начертаны слова его жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего не пережила тебя моя любовь!»
IV А.С.Пушкин – не только автор гениальных произведений, но и просто человек удивительной жизненной энергии.
.
Презентация учащегося о творчестве А.С. Пушкина по плану:
Детство
Поступление в лицей
Возвращение в Москву
Южная ссылка
Северная ссылка
Кавказ
Сватовство
Женитьба и переезд
Смерть Пушкина
2) Рассказ учителя музыки: Многообразие музыкальных жанров композиторов разных поколений по мотивам произведений Пушкина
Романс
Оперы
Балет
3) Звучит фонограмма: ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
3)Вывод учителя: Пушкин – связующее звено между Жуковским, Грибоедовым и Гоголем.
V. М. Ю Лермонов. Повторение трагической судьбы своего поэтического кумира.
1) Презентация учащегося по плану:
Детские годы
Учёба
Творчество. Начало.
Творчество. Расцвет.
Вершина творчества
Значение творчества
Беседа с учащимися:
Какая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова была основной? ( Тема одиночества)
Какие одинокие образы запомнились вам из его стихотворений? (листочек дубовый, сосна, пальма, парус)
3)звучит фонограмма романса «Белеет парус одинокий»
4) Слово учителя музыки о романсе.
VI. Заключение к уроку. Значение творчества В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова для современников.
Слово учителя: «В произведениях великих писателей каждый из современников может найти для себя понятное, трогательное. У каждого из нас свой Пушкин, Лермонтов… И пока в мире существует любовь, дружба, предательство, несправедливость и такие проблемы общества как взяточничество, бюрократизм и прочее, произведения эти останутся актуальными, понятными, читаемыми. Разве можно счесть несовременным вот эти строки:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.