Тема урока: « НИ ПО ЗАКОНУ, НИ ПО СОВЕСТИ…»
( по роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-беседа, урок-исследование.
ЦЕЛИ:
Образовательные :
- сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова.
- сформулировать мотивы совершения преступления.
- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;
- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;
Развивающие:
- формировать умение анализировать эпизод текста.
- формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.
- формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом.
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.
- способствовать духовно-нравственному развитию учащихся.
- формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.
- создать условия для осмысления учащимися опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.
ИНТЕГРАЦИЯ: литература и обществознание.
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске иллюстрации сцен из романа Ф.М.Достоевского
« Преступление и наказание», на доске тема урока и эпиграфы, ( слайдовая презентация. )
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: проектор, компьютер
ЭПИГРАФЫ.
- Преступление? Какое преступление?...
Не думаю я о нем.
Ф.М.Достоевский.
Преступление – действие, нарушающее
закон и подлежащее уголовной ответственности.
Из словаря С.И.Ожегова.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: вступительное слово учителя; сообщения учащихся по роману, критической литературе; самостоятельная работа по карточке; беседа; работа с текстом; комментированное чтение; дискуссия.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
МОТИВ – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
КРИМИНОЛОГИЯ – наука о причинах преступности и способах борьбы с нею.
КОНЦЕПЦИЯ – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
II. Работа по теме урока.
1.Вступительное слово учителя.
Учитель. ( слайд 1) Сегодня на уроке мы поведем разговор о преступлении как общественно опасном деянии, запрещенном УК РФ. Преступление – это виновно совершенное опасное деяние. Из этого определения можно вывести основные признаки преступления: (слайд 2)
Преступление – уголовно-противоправное деяние, то есть действие, запрещенное УК РФ.
Преступление – общественно опасное деяние. Оно наносит вред законным интересам, охраняемым уголовным правом. Общественная опасность определяется многими признаками,
среди которых и мотивы, побуждающие к преступлению. Всегда будут строже наказываться деяния, совершенные из корысти, мести, желания скрыть преступления.
Преступление – это виновное деяние.
Преступление – это наказуемое деяние.
2.Учитель.
Роман Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание» - яркий пример того, как сама жизнь врывается в художественное произведение, поэтому мы попытаемся проверить
« чисто художественные взгляды писателя» самой действительностью.
- Давайте восстановим цепочку мыслей, действий, поступков Раскольникова, приведших к преступлению.
3. Реализация домашнего индивидуального задания ( сообщение учащегося).
За полгода до убийства была опубликована статья Раскольникова « О преступлении» в газете « Периодическая речь». Как говорит Порфирий Петрович : « первая, юная, горячая проба пера. Дым, туман, струна звенит в тумане…В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным. А опасен этот подавленный, гордый энтузиазм в молодежи!»
За статьей – расчет – убить ростовщицу! « Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки! Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».
И наконец – дело – убийство старухи. Но за этим делом еще одно – непредвиденное. Кроме ростовщицы, убитой « по плану», Раскольников убивает – « случайно» - Лизавету. А та, говорят, беременна…
Учитель. Итак, реакция оказывается непредвиденной, цепной и неуправляемой.
- Прочитайте сцену убийства старухи-процентщицы и Лизаветы.
4. Чтение эпизода « Убийство старухи-процентщицы и Лизаветы». ( слайд 3)
Учитель. Дайте характеристику данного преступления ( Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Учитель. Так что же получается, Раскольников – закоренелый и хладнокровный убийца? Давайте подумаем.
5. Спор – дискуссия.
Одна группа ребят выражает такую точку зрения, что Раскольников все предусмотрел, даже сосчитал шаги от своей каморки до квартиры старухи, их 730. Изучил жильцов-соседей, сделал «пробу», во время которой запомнил расположение комнат, подсмотрел, куда старуха прячет деньги.
Другая группа ребят не согласна с предыдущей точкой зрения, потому что Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Раскольников, собираясь на преступление, не может сосредоточиться на нем, его отвлекают посторонние соображения, нелепо его поведение в дверях старухи-процентщицы: « он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу». Стихийность и в самом убийстве: « …вынул топор.., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя.., почти машинально опустил на голову обухом». Ряд казусов подчеркивает стихийность действий, растерянность героя: казус с топором, который он не приготовил заранее; казус с о шляпой, которую он забыл сменить на фуражку; казус со временем – на часах уже было 10 минут восьмого. На мгновение герою захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на пробе. Все эти действия подтверждают стихийность преступления Раскольникова.( т.е. Раскольников действует слепо, неорганизованно)..
Учитель. Как видите, мнения разделились.
- Давайте дадим характеристику мотивов преступления Раскольникова с точки зрения криминологии
( вводятся термины: МОТИВ, КРИМИНОЛОГИЯ). ( слайд 4,5)
Учащиеся называют мотивы преступления.
( Социальный, психологический, нравственный и философский – один из главных мотивов)
Учитель. Этот вопрос волновал и самого Достоевского. Он поднимался и в серьезных литературоведческих исследованиях. Существует 3 основные концепции( вводится термин), ( слайд 6) но есть и 4-я – у самого Достоевского: « Раскольников – мономан».
( слайд 7)Кто же такой мономан? ( тот, кто страдает мономанией, т.е. находится в болезненном состоянии, проявляющееся в аномальной концентрации внимания на одной какой-либо мысли, идее). Я просила ребят обратиться к некоторым критическим статьям.
6. Сообщение ученика о 3 концепциях по поводу мотивов преступления.
Существует несколько концепций по поводу мотивов преступления:
Ю.Борев в своей книге « О трагическом» выделяет идею « многослойности», находит до 5 мотивов, объясняющих преступление;
С.Белов в книге « Роман Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание». Комментарий» выдвигает концепцию двойственности мотивов, построенную на столкновении двух главных идей – Наполеона и Мессии( то есть Христа);
Ю.Карякин в книге « Самообман Раскольникова» подчеркивает, что» есть однозначная концепция, ставящая во главу одну идею – идею Наполеона, идею власти».
Учитель. Заранее, забегая вперед, нужно сказать, что все эти концепции не исключают друг друга, а дополняют.
Художественное произведение строится по своим литературным законам. У него целый арсенал художественных средств. Уже в начале романа писатель указывает основные причины преступления и только потом их раскрывает. Наиболее объективный путь – начать с самого романа.
- Ребята, давайте обратимся к роману Достоевского и отыщем основные мотивы преступления Раскольникова. Прокомментируем их.
7. Комментированное чтение отрывков романа.
( Приблизительные ответы учащихся: уже во 2-ом абзаце Достоевский указывает на одну из причин преступления. Она нравственная. Здесь обнаруживается конфликт между умом, идеей, сознанием, натурой, совестью, природой человека.
В 3-м абзаце находим еще 2 причины. « Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой».
Причина социальная: « Он был задавлен бедностью».
В 3-й части в его статье мы находим самый главный мотив – философский. Раскольников разработал теорию 2 разрядов, разделив людей « на тварь дрожащую» и « имеющих право». Уже с самого начала он решает: кому жить, а кому не жить. Себя Раскольников причисляет к особым людям, которым дозволено все. Страшно то, что только создав теорию, он уже пытается по ней жить.
8. Чтение эпизода « Признание Раскольникова в убийстве старухи-процентщицы».
( слайд 8)
Учитель. Идеи обладают неумолимой логикой. Но уже Лизавета нарушила « чистоту» эксперимента. А подвернись на ее месте Соня? Лизавету он знал – все-таки рубашки ему чинила, а Соню он и в глаза не видел.Убил бы он ее?
Ответы учащихся.( Да, Соня входит в разряд « тварей дрожащих», кроме того, он ее не знал.)
- И еще один, самый страшный вопрос: « А случись на месте Лизаветы сестра, мать? Неужели убил бы и их?»
9. Дискуссия.
( Ответы учащихся)( Почти все ученики скажут: « Нет». Родная кровь, он любит их, дорожит ими. Ради них он пошел на преступление.
Другие ответят – убил бы из-за чувства самосохранения, для подтверждения своей теории, т.к. они тоже входят в разряд « тварей дрожащих».)
- А подвернулись бы дети Мармеладовых?
( ………)
Учитель. Выходит, что ошибка в самой теории? Для родственников, детей – исключение? Этот точный сигнал скрытой неправоты. Выходит, что цель не оправдывает, а определяет средства. Неправое средство и есть выражение неправой цели. Эта теория уже сама по себе преступна.
- Какие существуют молодежные теории сейчас? Назовите сильные и слабые стороны этих теорий.
( ответы учащихся)
Учитель. Сопоставляя начало и конец романа, сразу же и резко проясняются масштабы замысла писателя. Начинается преступление не с убийства, а кончается не признанием в полицейской конторе. Время исчисляется двумя годами, а автор уводит потом нас в какую-то тревожную беспечность, в какое-то непонятное будущее: возможно – гибельное, возможно – спасительное.
III. Подведение итога урока.
Для подведения итога урока вводится ответ по карточке:
- Можно ли сказать, что уже в первой части романа начинается опровержение теории Раскольникова? В чем оно заключается?
( Достоевский вводит в роман первый сон Раскольникова( ребенок, лошадь, мужики…) Сам автор дал ответ на этот вопрос так: « Али есть закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас. Сон.» Этот сон – крик человеческой природы против убийства.)
Анализ ответов учащихся.
Комментирование отметок учащихся.
(Домашнее задание: Образы деловых « владык жизни».( задание на выбор по группам). ( слайд 9)
1-я группа – образ Лужина
2-я группа – образ Свидригайлова.
3-я группа – В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова и « сильных мира сего»?