Цель урока: Познакомить с теорией Раскольникова
Задачи урока:
Образовательные:
Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
Сформулировать мотивы совершения преступления;
Развивающие:
1. Формировать умение анализировать эпизод текста;
2. Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;
3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские
темы, подтверждая суждения текстом;
4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.
Тип урока: комбинированный урок
Тип урока по форме организации взаимодействия: урок-семинар с элементами дискуссии.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Пояснительная записка: Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Цель – познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой на уроке проблеме.
Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления, личностно-ориентированные технологии, а также элементы проблемного обучения.
Необходимое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, книги Ф.М.Достоевского.
Вечный спор Ангела и Демона происходит
в нашей собственной совести. И ужаснее
всего, что мы никогда не знаем, кого из них
любим, кому больше желаем победы.
Д.С. Мережковский
1. Организационный момент:
Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? – сегодня мы будем говорить об этом на нашем уроке.
КАДР 1
Актуализация знаний учащихся: Обращаемся к материалу предыдущего урока, чтобы воспользоваться уже имеющимися знаниями для решения сегодняшних задач.
Учитель:
- Мы продолжаем с Вами знакомство с романом Федора Михайловича Достоевского. На прошлом уроке мы посмотрели, как было совершено убийство. Давайте вернемся к событиям прошлого урока и окунемся в атмосферу Петербурга XIX века.
Просмотр видеофрагмента (Документальный фильм о петербургских дворах. Сегодняшний Петербург на экране, за кадром – чтение текста романа).
– Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах совершенного преступления.
Объявление темы урока
Учитель:
Наша тема – теория Раскольникова. КАДР 3
Работа с текстом.
Учитель:
- Кому из героев романа Раскольников называет причины убийства? (Соне Мармеладовой?)
- Почему именно к Соне приходит Раскольников после убийства? (чувствует в ней родственную душу). Его словно тянет к Соне. Именно ей он обещает назвать, кто же убийца. Давайте обратимся к диалогу Раскольникова и Сони в части 5, гл. 4.
Анализ эпизода
- С каким чувством приходит Раскольников к Соне во второй раз? Сразу ли он решил открыться ей? (сначала испытывает к ней ненависть и только после того, как прочитал в ее глазах любовь, понимает, что настала «та минута»).
- Что говорит Соня в ответ на его признание? Как воспринимает сказанное Соня? (« Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - сострадает). Соня не отталкивает его – и это позволяет ему рассказать ей о причинах убийства.
– Какие причины убийства называет Раскольников? Посмотрим по тексту и обратим особое внимание на то, что и как отвечает ему Соня и на авторский текст.
Работа с презентацией. КАДР 4, 5
Ребята находят в тексте объяснение Раскольникова и реакцию Сони. На экран выводится текст. Проводится лексическая работа, выделяются ключевые слова
« Чтобы ограбить». Почему с досадой говорит? (чтобы отвязалась – самая простая причина)
(называет Соня) «Ты был голоден». Почему называет Соня? (ищет оправдание)
«Хотел Наполеоном сделаться» - власть над людьми, право сильной личности. Соглашается ли с таким объяснением Соня? («не то все это»)
«Для себя убил». – для теории – Соня жалеет («Экое страдание!»)
- Давайте еще раз посмотрим на реплики Сони. Какую позицию она занимает?
КАДР 6
(переживает, пытается оправдать, страдает вместе с ним, помогает разобраться в себе, открыться)
-Кто из героев в этой сцене внутренне сильнее?
- Среди всех перечисленных причин постепенно мы понимаем истинную – убил по теории.
КАДР 7
- В чем же смысл этой теории? Где изложена теория? (читатель о ней уже знает – часть 3 гл. 5)
(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)
- Кто же такие обыкновенные люди?
После ответов ребят выводим обобщение на экран. КАДР 8
- Кого Раскольников относит к людям необыкновенным? – КАДР 9
Учитель:
- Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете, почему она зародилась? ( Истоки – внешние и внутренние).
Ребята формулируют предпосылки возникновения теории. Вспоминают ключевые эпизоды: знакомство с Мармеладовым, историей его жизни, письмо матери, встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, подслушанный разговор офицера со студентом.
Внешние
судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,
идеи Наполеона о праве сильной личности, витающая в воздухе (Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью " Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде " Борьба за существование " . В пьесе - впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.)
тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, комната, похожая на шкаф
Внутренние
внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать;
характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый
Выводим вывод на экран:
КАДР 11
8 Итог урока:
Учитель:
- В самом начале нашего урока Вы видели видеоролик- улицы, подворотни и дворы-колодцы Петербурга. Современный город, сохранивший черты Петербурга Достоевского. Один из домов – это исторический адрес – дом старухи-процентщицы, в котором и произошло убийство. Современники не остаются равнодушными к поступку Раскольникова и его теории.
Демонстрируется видеофрагмент – изображение лестницы к квартире старухи-процентщицы с надписями на стенах, оставленными современными подростками.
КАДР 9
- И отношение, как мы видим, разное. Я предлагаю Вам задуматься над собственным отношением к теории Раскольникова и ответить дома на вопрос:
КАДР 10 – домашнее задание.
Подтвердите или опровергните примерами из истории теорию Родиона Раскольникова. Каково Ваше отношение к этой теории?