Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 10.10.2024, 05:27

Литература детям

Меню сайта
Категории раздела
Сценарий, сценки
Занятия
Олимпиада, контрольные работы
Викторины, игры
Контрольные работы
Олимпиада
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 28 » Сценарий день Н.А. Некрасова
12:32
Сценарий день Н.А. Некрасова
Цель: 1. Определить роль Н.А. Некрасова в истории русской литературы. Рассмотреть основные темы лирики поэта, определить ее идейное своеобразие.

2. Привить любовь к русской поэзии через лирику Н.А. Некрасова.

3. Развить навыки выразительного чтения лирического произведения.

Тип урока: изучение новой темы.

Наглядность: Сборники лирических произведений Н.А. Некрасова.

Портреты поэта.

Иллюстрации к произведениям.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс. Урок27.

План урока:

Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Изучение нового материала:

- Знакомство с краткими сведениями из жизни и творчества поэта:

Детство поэта.
Учёба.
Творчество 1840-50-х годов.
Издательская деятельность.
Творчество 1860-70-х годов.
Личная жизнь.

- Знакомство с основными темами лирики Н.А. Некрасова:

Тема народа.
Тема города.
Тема поэта и поэзии.
Тема природы.
Любовная лирика.

Обобщение творчества Н.А. Некрасова.
Подведение итогов урока: работа над тренажерами; тестирование.
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.
Выставление оценок за урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных грёз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

Эти строки принадлежат перу великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. И наш сегодняшний урок посвящен изучению его творчества.

Наша задача – познакомиться с краткими сведениями из жизни и творчества данного поэта, научиться видеть красоту его поэзии.

III. Изучение новой темы.

Знакомство с краткими сведениями из жизни и творчества поэта:

1) Детство поэта.

Выступление ученика.

Н.А. Некрасов родился 28 ноября 1821 года на Украине в местечке Немиров Брацлавского уезда Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. По свидетельству современников, это был человек деспотического нрава, алчный и азартный. Мать Николая Алексеевича, Елена Андреевна, принадлежала к роду польских дворян Закревских. Это была умная, хорошо образованная и добрая женщина. Любовь к ней Некрасов пронес через всю жизнь.

В 1824 году семья Некрасовых переехала в родовое имение отца Грешнево Ярославской губернии. Здесь прошло детство будущего поэта.

Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства. Отец Некрасова, невежественный, грубый и буйный, угнетал свою семью, нещадно бил крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа. И поэтому позднее, когда Некрасов снова и снова возвращался в Грешнево, его каждый раз охватывали противоречивые чувства. С одной стороны, чувство беспредельной любви к родному краю («Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор»), а с другой – его постоянно преследовали воспоминания о мрачном помещичьем доме, в котором безраздельно господствовал отец-самодур и подвергалась унижениям и оскорблениям его горячо любимая мать.

Вопросы к классу: 1) Где и когда родился поэт?

2) Где прошли его детские годы?

2) Учёба.

Выступление ученика.

В 1832 году, когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. Одноклассники любили его за начитанность и умение рассказывать интересные истории. Алексей Сергеевич хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк, но Николая военная карьера не привлекала. В 1838 году, в 17 лет, по его собственным словам, «надув отца притворным согласием», поехал в столицу, в Петербург и подал документы университет. Не выдержав вступительные экзамены, Николай определился вольнослушателем, в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультет. Узнав об этом, за самоволие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию.

Вопрос к классу: Где обучался будущий поэт?

3) Творчество 1840-50-х годов.

Слово учителя.

Начало 1840-х годов для Н.А. Некрасова – время тяжелой литературной поденщины (обращение к словарю Медиа-диска: тяжёлый труд как заработок средств существования). Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши.

В 1840 году ему удалось издать поэтический сборник «Мечты и звуки». Романтические и во многом подражательные стихи вызвали в журналах резко отрицательный отзыв В.Г. Белинского. Тем не менее в 1843 году состоялась их встреча, которая переросла в многодетною дружбу. В.Г. Белинский оказал большое влияние

- нравственное, литературное, идеологическое, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант. Написанные им во второй половине 1840-х годов поэтические произведения («В дороге», «Когда из мрака заблужденья…», «Тройка» и др.) были восторженно приняты читающей публикой.

В начале 1850-х годов Н.А. Некрасов серьезно заболел. Он был убежден, что дни его сочтены и решил подвести итог своего творческого пути. Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года и был высоко оценен критикой. Он состоял из четырех разделов: в первый вошли стихотворения, посвященные жизни народа («В дороге», «Тройка», «Забытая деревня», цикл «На улице»), во второй – сатирический произведения («Нравственный человек», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»), в третий – поэма «Саша», в четвертый – лирические, интимные стихотворения («Родина», «Последние элегии», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»). Своеобразным идейным центром стали произведения, в которых нашли отражение взгляды Николая Некрасова на поэтическое творчество: «Поэт и гражданин», «Муза», «Блажен незлобивый поэт…»).

Вопрос к классу: Основные моменты творчества поэта 1840-х-1850-х годов (назвать произведения, сборники).

4) Издательская деятельность.

Выступление ученика.

В середине 1840-х годов Н.А. Некрасов занялся издательской деятельностью. Он собрал и опубликовал два альманах: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), в которые вошли произведения В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена.

В конце 1846 года Н.А. Некрасов вместе с писателем И.И. Панаевым приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Первый номер обновленного журнала вышел в январе 1847 года. Это событие имело большое литературное и общественное звучание. Впервые в России появился журнал, выражающий революционно-демократические взгляды русской интеллигенции. В «Современнике» расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60-х годов.

Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. В 1861 году умер Добролюбов, затем арестовали и сослали в Сибирь Чернышевского. В 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его. С 1847 по 1866 год Н.А. Некрасов был главным издателем и редактором данного журнала.

Спустя полтора года Некрасов арендует «Отечественные записки» и с 1868 года до самой смерти остается редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные силы. «Отечественные записки» пользовались таким же успехом, как и «Современник».

Вопрос к классу: Редактором каких журналов был Н.А. Некрасов?

5) Творчество 1860-70-х годов.

Слово учителя.

В 1860-е годы Н.А. Некрасов обратился к крупным поэтическим жанрам. В 1861 году он написал поэму «Коробейники», в которой выступил как талантливый стилизатор народной речи, в 1862-63 годах – поэму «Мороз, Красный нос» (наряду с народной темой, особое звучание здесь приобрели «вечные» темы любви и смерти).

В 1863 году Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которая продолжалась до последних дней его жизни.

В начале 1870-х годов он написал поэмы «Дедушка» и «Русские женщины», посвященные декабристам.

Поэтическим завещанием Н.А. Некрасова стал третий прижизненный сборник стихов «Последние песни», который вышел в 1877 году.

Вопрос к классу: Жанр поэзии, характерный для лирики 1860-х-1870-х годов.

6) Личная жизнь.

Выступление ученика.

Еще в начале своего творческого пути Н.А. Некрасов познакомился с женой И.И. Панаева, Авдотьей Яковлевной. В конце 1840-х-начале 1850-х годов они написали в соавторстве два романа: «Три страны света», «Мертвое море». Вскоре Авдотья Яковлевна стала его гражданской женой. Их совместная жизнь складывалась тяжело: взаимные обиды и ссоры, болезнь Н.А. Некрасова, смерть детей. Тем не менее это был союз по любви. «Без клятв и без общественного принуждения я все сделал во имя любви, что в силах сделать любящая женщина», - такую запись А.Я. Панаева сделал в 1855 году в записной книжке поэта.

В середине 1870-х годов Н.А. Некрасов тяжело заболел. Только в 1876 году врачи определили причину: рак. Дни и ночи у постели умирающего поэта проводила его жена Зинаида Николаевна. В одну из тяжелых и бессонных ночей, измученный непрестанными болями, Некрасов написал стихи, обращенные к жене:

Двести уж дней,

Двести ночей

Муки мои продолжаются;

Ночью и днем

В сердце твоем

Стоны мои отзываются,

Двести уж дней,

Двести ночей!

Темные зимние ночи,

Ясные зимние ночи…

З(и)на! Закрой утомленные очи.

З(и)на! Усни!

В редкие минуты, когда болезнь отступала, поэт продолжал работать.

27 декабря 1877 года Николая Алексеевича не стало. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не было в Петербурге. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек. «Это были первые гражданские похороны русского писателя», - отмечал поэт т критик П.И. Вейнбург.

Вопросы к классу: 1) Любовь всей жизни поэта?

2) Кто был рядом с поэтом в трудные моменты жизни?

3)Когда умер Н.А. Некрасов?

Краткое обобщение. Коллективная работа над тестированием, которое прилагается к данному электронному уроку (ответить на 5 вопросов тестирования).

Знакомство с основными темами лирики Н.А. Некрасова:

Слово учителя.

1) Тема народа.

Тема народа является главной в лирике Н.А. Некрасова. Она звучит в его стихотворении «В дороге» (1845). Трагическая история ямщика и его жены Груши ведется здесь от лица простого человека. Художественные особенности стихотворения: «сюжетность», диалогичность, мотив дороги, ориентация на устную разговорную речь – впоследствии станут характерным для всей поэзии Н.А. Некрасова.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения «В дороге».

Тема народных страданий посвящены также его стихотворения «Тройка» (1846), «Несжатая полоса» (1854), «забытая деревня» (1855), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864) и др.

Ученики выразительно читают отрывок стихотворений «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…».

2) Тема города.

Большое место в лирике Николая Алексеевича занимает тема города. В цикле сатир «О погоде» (1858-65) он описывает «уличные впечатления» от российской столицы. Суровый климат (ветер, туман, дождь, снег, град) и трагические происшествия (похороны, сцены насилия, проводы в армию) – вот ее основные приметы. Подобно Ф.М. Достоевскому, Н.А. Некрасов изображает Петербург как город социальных контрастов. Героями его стихотворений становятся люди с разными судьбами: женщина, вынужденная торговать своим телом («Еду ли ночью по улице темной…», 1847), несчастный бедняк, укравший у торговца калач («Вор», 1850), богатей-самодур, который довел до смерти своего друга, слугу, жену и дочь («Нравственный человек, 1847).

Ученик выразительно читает отрывок стихотворений «Вор».

3) Тема поэта и поэзии.

Уже к середине 1840-х годов Н.А. Некрасов твердо решает посвятить свою лиру народу и впоследствии не раз пишет об этом в стихах: «Муза» (1852), «Умру я скоро. Жалкое наследство…» (1867), «Элегия» (1874) и др.

Выразительное чтение отрывка стихотворения «Муза».

В 1850-е годы в русском обществе идет острая полемика между представителями «пушкинского» и «гоголевского» напрвлений (обращение к словарю медиа-диска). Н.А. Некрасов встает на защиту второго. В стихотворении «блажен незлобивый поэт…» он противопоставляет двух поэтов: один любит «беспечность и покой», другой, «вооружив свои уста сатирой», «проповедует любовь враждебным словом отрицанья».

Проблеме поэтического творчества посвящено стихотворение «Поэт и гражданин». Его строки «Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан» известны всем любителям русской поэзии.
Ученик выразительно читает отрывок стихотворения «Поэт и гражданин».

4) Тема природы.

Описания природы в лирике Н.А. Некрасова почти всегда социально конкретны и часто входят в стихотворение на другие темы. Так, например, мрачная картина природы в стихотворении «Перед дождем» (1846) завершается сообщением о таратайке, в которой жандармы увозят политического заключенного; в стихотворении «На Волге» (1860)описание «родных полей» и «милых волн» контрастирует с рассказом лирического героя о тяжелом труде бурлаков; осенний пейзаж в стихотворении «Рыцарь на час» (1860) служит фоном для размышления о Родине.

Ученик выразительно читает отрывок стихотворения «Рыцарь на час».

5) Любовная лирика.

Большинство любовных стихотворений Н.А. Некрасова посвящено его гражданской жене Авдотье Яковлевне Панаевой (так называемый «панаевский» цикл). Героиня некрасовской любовной лирики весела и добра («Ты всегда хороша несравненно…», 1847).

Прослушивание чтения стихотворения «Ты всегда хороша несравненно…», приведенного на медиа-диске.

Нежна и насмешлива («Я не люблю иронии твоей…», 1850).

Ученик выразительно читает отрывок стихотворения «Я не люблю иронии твоей..»

Вспыльчива и сердита («Мы с тобой бестолковые люди…», 1851).

Прослушивание чтения стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…», приведенного на медиа-диске.

Лирический герой, напротив, почти всегда мрачен и угрюм. Его отличает обостренная нравственная требовательность к своей возлюбленной, в которой он хочет видеть прежде всего друга и единомышленника, а уже потом женщину. Возможно поэтому, их «отношения» далеки от безоблачного счастья («Тяжелый год – сломил меня недуг…», 1855-56).

4. Обобщение творчества Н.А. Некрасова.

Слово учителя.

Обращаясь в своем творчестве к традиционным для русской поэзии темам, Николай Алексеевич Некрасов значительно расширяет их содержательные границы. Он вводит в лирику новые образы (например, падшей женщины) и проблемы (например, роковое столкновение любящих сердец).

Однако главным достижением Н.А. Некрасова является новаторское воплощение народной тематики. Показывая народные страдания, обличая вельмож и богатеев, он создает социально-объемную картину действительности. В его стихах часто сталкиваются представители разных социальных слоев, причем каждый имеет свой «голос». Н.А. Некрасов не просто изображает народ, но говорит от его лица, используя для этого социальные языковые средства: прозаизмы, диалектизмы, просторечия, фольклорные элементы.

5. Подведение итогов урока: работа над тренажерами; тестирование.

Слово учителя.

Чтобы закрепить полученные сведения по жизни и творчеству великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, поработаем над электронными тренажерами и тестами.

Тренажер.

1) выберите стихи, автором которых является Николай Алексеевич Некрасов.

(«Еду ли ночью по улице темной…», «Забытая деревня», «Вор», «Несжатая полоса», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога»).

2) определите, к какому стихотворению Н.А. Некрасова относятся каждый отрывок, укажите его номер.

1. «Тройка» - женская доля.

(«На тебя заглядеться не диво…»).

2. «Родина» - самодурство дворян.

(«Навеки отдана угрюмому невежде…»).

3. «Еду ли ночью…» - сострадание городской бедноте.

(«Помнишь ли день, как, больной и голодный…»).

4. «Я не люблю иронии твоей…» - обреченность любви.

(«Пока ещё застенчиво и нежно…»).

5. «Поэт и гражданин» - гражданственность поэзии.

(«Те поэмы бестолковые…»).

6. «Размышление у парадного подъезда» - бессмысленная праздность городской жизни.

(«Записав свое имя и званье…»).

7. «Железная дорога» - каторжный народный труд.

(«Мы надрывались под зноем, под холодом…»).

Тестирование.

Ученики работают у компьютера, они должны ответить на 5 вопросов тестирования, которое прилагаются к данному электронному уроку.

6. Заключительное слово учителя.

В историю русской литературы Н.А. Некрасов вошел как великий народный поэт. И не только потому, что он писал о народе, но и потому, что «говорил» на его языке.

В течение 19 и 20 столетий литературоведы давали Николаю Алексеевичу противоречивые оценки: одни видели в нем яркого представителя революционно-демократической поэзии, другие – новатора в сфере языка, третьи пытались примирить обе позиции. Однако все сходилось в главном: творчество Н.А. Некрасова, а также его издательская деятельность оказали большое влияние на развитие русской литературы.

7. Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение поэта.

8. Выставление оценок за урок.
Категория: Сценарий, сценки | Просмотров: 573 | Добавил: evgeniyhamov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

идеи поделкиподелки Идеиидеи поделкивытынанки
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz