Владение орфоэпическими нормами.
1) Расставьте ударение в словах:
Августовский, баловать, каталог, еретик, танцовщица, менеджмент, красивее, обеспечение, договор, некролог, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить.
В чём разница в произношении фраз « чтобы мы» и « чтоб и мы» ?
Найдите неправильный вариант произношения.
Декан /д/ и /д ,/, дезинфекция /д/ и /д ,/, свитер /т,/, термин /т,/, музей /з,/.
Образуйте форму множественного числа родительного падежа от сущ.:
Цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки.
Владение лексическими и орфографическими нормами.
Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме.
А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ….
Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений и добиться равных прав, добиваются … .
В) Литературное, музыкальное и иное творческое мастерство называется … .
Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют …
Д) Выставлять кого-нибудь в невыгодном свете – значит … .
Е) Исключительное право человека или организации – это … .
Слова для справок: д_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, _м_нс_пация, пл_г_ат,к_мпр_м_тировать.
2) Запишите одним словом 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.
Знание основ культуры письменной речи.
Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты.
А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.
Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.
В) Главное, чему хотелось бы уделить внимание, - это художественной стороне произведения.
Знание морфологической системы языка.
Объясните разницу в написании слов: обессилеть – обессилить,
Обезлюдеть – обезлюдить.
Может ли безличный глагол быть в повелительном наклонении? Приведите пример.
Проанализируйте ряд, состоящий из 4-х элементов, и найдите лишнее слово, т.е. то, у которого нет признака, общего для остальных слов. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики не должны учитываться).
НОЧЬ, БРОШЬ, РОЖЬ, МЫШЬ.
Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.
А) Что на земле прекрасней пирамид природы, этих снежных гор?
Б) Но в каждый данный миг и в данном обществе одни слова начинают признаваться красивыми, благозвучными, другие – грубыми, непристойными.
В) Вследствие судебной ошибки пострадал человек.
Г) А впереди его бежал без шапки такой же старик, только немного моложе.
Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.
А) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.
Б) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.
В) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!
Г) Что за прелесть, эти сказки!
Знание синтаксической системы языка.
Дайте характеристику приведённым ниже предложениям ( односост./двусост., полн./неполн., распростр./ нераспр. и т.п.)
Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, дрожит.
Задание по переводу древнерусского текста.
1. Даниил Заточник писал:
«Глаголетъ бо въ мирских притчах: не скот въ скотахъ коза; не зверь въ зверехъ ожь; не рыба въ рыбахъ ракъ; не мужъ въ муехъ, иже кимъ жена деетъ».
Какие русские фразеологизмы, пословицы или поговорки соответствуют фразам из этого текста? Объясните их значение.
В «Сказании о Мамаевом побоище» читаем:
«И ударишася копиемъ вместе, и копия своя приломиша, и спадоша оба с коней своих на землю, и тако скончашася оба».
Одно из выражений из текста (кстати, оно встречается в «Архангельских былинах» А.Д.Григорьева) стало фразеологизмом. Выделите этот фразеологизм, объясните его значение.