Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 10.10.2024, 05:29

Литература детям

Меню сайта
Категории раздела
Сценарий, сценки
Занятия
Олимпиада, контрольные работы
Викторины, игры
Контрольные работы
Олимпиада
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 28 » Конспекты урока литературы в 4 классе
18:11
Конспекты урока литературы в 4 классе
Ход урока

Организационный момент

Начинаем наш урок.

Предъявите-ка улыбку,

А с улыбкою – билет,

Без билета входа нет.

Скучных мы отсылаем обратно –

Скучать можно дома

Совершенно бесплатно!

II Проверка домашнего задания

Дети зачитывают сочинения-миниатюры «Мой домовенок»

III Работа с текстом до чтения (стадия вызова)

Разгадайте кроссворд







Д












О








У






Р




К


Т


К


Г




О


У


К


У


У




Г


О

Р


А


С


С


К


А


З

И




Т


Ь


О




Е

Ц








Р




Р

А








З




О









И












Н












А




Водит за собой цыплят,

Словно няня в детский сад. (курица)

Пёстрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)

Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. (куст)
Бел, как снег,

Надут как мех

На лопатах ходит (гусь)

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её нетяжело носить,

И очень просто сломать.

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут? (корзина)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звёзды-

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? (озеро)

- Найдите ключевое слово. (Рассказ)

- Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.

2) Рассказ об авторе. Выставка книг

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя- Михаила Пришвина.

Ученица:

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

Ученик:

Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь когда Пришвину было 52 года выщла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»

- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель»

- Кто же такой изобретатель? (ответы детей)

-А что же написано в толковом словаре? (Один ученик находит значение слова в словаре и читает: «Изобретатель - тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное»)

3)Работа в группах

Задание: используя слова кроссворда сочинить свою сказку, предположив её сюжет

4) Презентация сказок (по группам)

- А как же было на самом деле? Хотите узнать?

IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая стадия

1) Обсуждение заголовка и иллюстрации

- А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель»

- Давайте посмотрим какими иллюстрациями сопровождается это произведение.

- Подумайте, о чём этот рассказ? (рассуждения детей)

- А как вы думаете почему название текста записано в кавычках?

- Почему автор назвал рассказ именно так?

2) Физминутка

3) Чтение 1 части текста (Дикие утята)

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят , и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу- Пиковую Даму.

- Оправдались ваши предположения?

- Кто помог высиживать утиные яйца?

- Что значит «пустая голова»?

- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?

- Кто такая Пиковая Дама?

- Что может произойти дальше?

Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».

А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»

И они, конечно, глядят туда, к пруду.

— Свои к своим!

И бегут.

— Плывите, плывите!

И плывут.

— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.

Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

- Предположение подтвердилось?

- Почему Пиковая Дама была сердита?

- Подумайте, как могут развернуться события дальше?

Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.

На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.

— Слышите? — спросил я своих ребят.

Они прислушались.

— Слышим! — закричали.

И пошли в кухню.

Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

- Оправдался ли ваш прогноз?

- Что значит «воин ростом с огурец»?

- Кого он так называет?

-Почему автор назвал так утёнка?

- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?

- Как вы думаете, что же будет дальше?

- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.

Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)

Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.

На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.

Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:

— Он что-то придумал.

— Он изобретатель! — крикнул Лева.

Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.

И вот побелело окно. Стало светать.

— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.

— Свись-свись! — ответил единственный утенок.

И все замерло. Спали ребята, спали утята.

Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

— Кряк-кряк! — повторила Дуся.

Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.

- Подтвердились ваши предположения?

Дети задают вопросы к отрывку.

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как утёнок мог вылезти из корзины?

- Предположите, чем закончится эта история.

Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)

Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

- Оправдались ваши прогнозы?

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Прочитайте последнее предложение.

-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)

-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»

V. Обобщающая беседа

- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.

- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»

VI Самостоятельная работа

Детям выдается листочек с деформированным планом.

- Восстановите последовательность событий

VII Итог урока. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, понравился он или нет?

- Что запомнилось больше всего?

- А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:

Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

Сметлив и хитер - пятерым нос утер.

Умному свистни, а он уже смыслит.

Дружба заботой да подмогой крепка.

VIII Домашнее задание

1) О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни».

С.101

2) Придумать веселую историю про утенка
Категория: Занятия | Просмотров: 495 | Добавил: evgeniyhamov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

идеи поделкиподелки Идеиидеи поделкивытынанки
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz