Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 10.10.2024, 05:26

Литература детям

Меню сайта
Категории раздела
Сценарий, сценки
Занятия
Олимпиада, контрольные работы
Викторины, игры
Контрольные работы
Олимпиада
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 28 » Конспект занятия по литературе в старшей группе
19:42
Конспект занятия по литературе в старшей группе
Ход урока.

Учитель:

Древнерусская литература - бесценный кладезь поэзии, необыкновенного мастерства и глубинного содержания творений русского народа. Мы не знаем имен тех, кто создавал эти шедевры, но с гордостью заявляем о том, что они составляют бессмертную славу и величие русской национальной культуры.

Вместе с тем через века дошли до нас и некоторые имена создателей великой древней литературы, которых мы сегодня вспоминаем с уважением и неподдельной любовью. Мы черпаем вдохновение, знания, опыт из неумирающих творений прошлого, применяем их в настоящем и будем применять в будущем.

Сегодня мы обратимся к имени Владимира Мономаха. СЛАЙД 1 (изображение В.Мономаха)

Давайте вспомним, что вы знаете о Владимире Мономахе из истории?

(Это выдающийся русский князь, живший в Киевской Руси. Год рождения - 1053, год смерти - 1125. Мономах жил в трудные времена, когда между отдельными князьями не прекращались междоусобицы, вражда, когда на Руси не было единства, и этим пользовались враги, постоянно нападавшие на Киевскую Русь. Он не жалел своих сил для укрепления единства Руси, для борьбы с теми, кто пытался покорить Киевскую Русь. За годы своего княжения Мономах совершил 83 великих похода,19 раз совершал мир с половецкими князьями, строил церкви, современники и потомки прославляли его имя.)

Исходя из этого, как вы думаете, каким человеком был Владимир Мономах? (миротворец, много потрудился за Русскую землю, патриот, верующий человек, великий князь)

Сегодня мы познакомимся с новым жанром древнерусской литературы – поучением. Что же такое поучение? Как вы понимаете значение этого слова? Словарная работа: изучение литературоведческого термина «поучение» ( записываем определение в тетрадь) СЛАЙД 2
СЛАЙД 3(изображение книги) Выразительное чтение текста «Поучения».

Вопрос к учащимся:

Как, по вашему мнению, должно звучать «Поучение»? С какой интонацией? Какие чувства вы попытаетесь донести при чтении? (Примерные ответы: убедительно, доброжелательно, сердечно, мягко).

Словарная работа.

«Поучение» написано в 12 веке. С этого времени в русском языке произошло много изменений, поэтому в тексте вам встретятся устаревшие слова. Их значение можно найти на экране или попробовать подобрать однокоренное слово.

Устаревшие слова СЛАЙД 3

Сидя на санях — готовясь в мир иной.

Уповать — твёрдо надеяться.

Смерд—крестьянин.

Тленный — телесный, смертный.

Посадник—воевода, начальник.

Агнец—ягнёнок.

Рядить—править, управлять.

Тиун—управитель.

Беседа по содержанию прочитанного (Работа с текстом).

В чем смысл поучений Владимира Мономаха? (Примерный ответ: научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански)
Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)
Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.)
Каким советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? Почему? (Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня.

Не ленитесь, но трудитесь;
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;
Гордости не имейте в сердце и в уме;
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
Не пропустите человека, не приветив его;
Чего не умеете, тому учитесь;

Творите добро.

Обобщающее слово учителя (Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям)
Домашнее задание: составить поучение младшему брату или сестренке.

Совместная работа над составлением плана поучения, обращенного к младшему брату, сестре, другу (по выбору учащегося). По ходу обсуждения он записывается на слайде и в тетрадях. Одновременно подбирается словарь наиболее употребляемых слов и выражений.

Каждый из вас уже имеет некоторый жизненный опыт в отношениях с родителями, сестрами и братьями, друзьями, общении с ними. Подумайте, что хотелось бы вам посоветовать младшим, от чего уберечь, что внушить?
Как можно назвать свою работу? (Примерные ответы: письмо-наставление младшей сестренке, поучение старшего брата Игоря младшему брату Михаилу и т.д.)
С чего, как вы считаете, нужно начать поучение? (Примерный ответ: с обращения, например: Милый мой маленький братик!)
На что можно указать далее? (Примерный ответ: почему пишется такое наставление, например: боязнь за ошибки брата в его отношении ко взрослым, друзьям, недовольства родных его поведением и т.д.)
Что будет представлять собой основная часть? (Примерный ответ: советы, наставления)
Чем можно закончить поучение? (Примерный ответ: просьбой внимательно прислушаться к советам, а также наказом, как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу)

СЛАЙД 4У учащихся и на слайде записан совместно составленный план (Примерный план: 1. Обращение, 2. Причина появления такого поучения, 3. Советы, наставления, 4. Концовка), а также слова и выражения (Например: усердно, грамотка, примите в сердце свое, чтить старых, творить добро, душа, остерегаться, причинять вред и т.д.).
Категория: Занятия | Просмотров: 401 | Добавил: evgeniyhamov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

идеи поделкиподелки Идеиидеи поделкивытынанки
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz