1.Поставьте, где нужно, знаки препинания.
В краю где по дебрям по рекам
Метелица свищет кругом
Стоял запорошенный снегом
бревенчатый низенький дом.
Я помню как звезды светили
Скрипел за окошком плетень
И стаями волки бродили
Ночами вблизи деревень.
Н.Рубцов.
Ах и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
С.Есенин
2. Расставьте ударения в следующих словах:
Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие, вероисповедание, ветеринария, трапеза, украинский, зубчатый, принудить, языковая (колбаса).
3. Заполните левый столбик соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.
– список литературы по теме.
– доходы от акций.
– художественное произведение малого объема.
– общий вид местности.
– художественная литература.
– изменение тела под воздействием внешних сил.
– противостояние.
- изъян, недостаток.
– обжалование.
– короткое сатирическое стихотворение.
– нехватка, недостаток чего-либо.
– вежливый.
М…н…рал, д…в…ден…ы, тру (п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.
4. Какими частями речи являются выделенные слова?
1) Сколько раз я просила его помочь!
2) В окно тихо стукнули: раз, два, три…
3) Как-то раз я уже приходила в этот парк.
4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.
5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами
Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.
6.Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зга(дорога), зеница(зрачок), око(глаз), рожон(заостренный кол). Составьте с одним из них (по вашему выбору) предложение.
7.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:
Копье, шалунья, кочерга, скамья, устье, гостья.
8.Найти правильных « соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.
Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.
9. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание – ий в словах:
Прохожий, беличий, санаторий, синий, иней, вражий, всякий, давний, девичий, долгий, гений, карий, некий, певчий, линий, рабочий, рыбий, станций, соболий.
10.Укажите смысловое различие между словами вперемешку и вперемежку. Составьте с ними предложения.
11.Восстановите полный вид пословиц и поговорок из сборника пословиц и поговорок В.И.Даля.
1.Язык мой – враг мой…
2.Бабушка еще надвое сказала…
3.Чудеса в решете…
4. Собаку съел…
5.Знайка бежит, а…