Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 10.10.2024, 09:31

Литература детям

Меню сайта
Категории раздела
Сценарий, сценки
Занятия
Олимпиада, контрольные работы
Викторины, игры
Контрольные работы
Олимпиада
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 26 » Дистанционная олимпиада по русскому языку 11 класс
08:43
Дистанционная олимпиада по русскому языку 11 класс
Часть 1. Вопросы и задания .



1. В последние десятилетия появилось новое направление в языкознании – лингвокультурология. Дайте ответы на следующие вопросы: 1) что изучает лингвокультурология? 2) какие новые направления в языкознании возникли за последние 20-30 лет?(максимум 3 балла)

2. Какие из приведенных ниже названий лиц могут быть ответами на вопрос: Он тебе кто? Объясните почему.(2балла)

Брат, друг, сосед, прохожий, помощник, отец, вахтер, одноклассник, милиционер, лентяй, учитель, зануда.

3. Какой смысл может скрываться за предложением «Я поговорю с твоими родителями»? Приведите контексты, из которых было бы ясно, как именно при помощи этой фразы говорящий хочет воздействовать на собеседника. (2балла)

4. В русском языке существуют устойчивые выражения Все в руце Божией; Темна вода во облацех; Притча во языцех. Объясните происхождение форм руце, облацех, языцех.(4балла)

5. Какой из двух вариантов фразы можно считать правильным Сдачу не надо//Сдачи не надо? Чем эти варианты отличаются?(3 балла)

6. Известно, что большинство языков, в том числе русский и все европейские, использует буквенно-звуковое письмо. Его главный принцип: графический знак - буква - обозначает звук. В иероглифическом письме (которое использует китайский язык) графический знак – иероглиф – обозначает целое понятие. При наличии значительного количества диалектов, характерных для языка самой многочисленной китайской народности хань, иероглифика очень удобна: как бы иероглиф ни произносился, смысл его остается общим для носителей всех диалектов. В этом, кстати, одна из причин сохранения иероглифики в современном Китае.

Иероглифика кажется экзотическим способом письма. Однако и в русской, и во всех европейских системах письма, да и по всему миру иероглифы (конечно, не китайские) активно используются. Приведите примеры иероглифов, используемых в русской системе письма.(5 баллов)

7 В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему

такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье –

вещь сложная.

Приведите свои два примера подобных слов, включив их в предложения.(7баллов)

8 Прочитайте список глагольных форм:

Организую, организовавший, организовывающий, организуемый ,организованный, организующий, организовав, организуй, организуя, организовывая.

Укажите инфинитивы, от которых образованы данные формы. Сгруппируйте

приведённые формы в соответствии с названными инфинитивами.

Какие грамматические особенности анализируемых инфинитивов влияют на

возможность образования той или иной формы глагола(8 баллов)

9 Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1. Он тебе и копейки не даст.

2. А, попался! – воскликнул он.

3. Друг уехал, я ж остался.

4. Я уже год живу у родителей.

Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите

Примеры. (8 баллов)

10 Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их

объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой

выбор.

Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна

гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа,

страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.(10 баллов)

Часть П. Работа с текстом



Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.



В.И.Белов

НА РОДИНЕ



Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги. Тихая моя родина, ты все так же не даешь стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берегам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» ─ словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушных рожков и мстительную тяжесть дубинам…



Задания

1. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Разделите текст на абзацы (не переписывая текст). Укажите первые слова каждого абзаца.

4. Докажите, что в этом тексте есть микротемы сказки и преодоления старости.

5. Охарактеризуйте образ повествователя, указав, какие черты его внутреннего мира проявляются в этом тексте.
Категория: Олимпиада | Просмотров: 302 | Добавил: evgeniyhamov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

идеи поделкиподелки Идеиидеи поделкивытынанки
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz