1. Раскройте скобки.
(Не) спеша рассказывать, говорить (не)торопливо, (не)дорогой, но красивый костюм, решение (не)найдено, (ни)(с)чем (не)сравнимое ощущение, (не)скромный вопрос, (не)прочитанный журнал, увидел (не)взначай, (не)опытная сотрудница, (не)широкая, но быстрая река, летит (не)высоко, а низко, (не)покрашенный забор, абсолютно (не)заметный шов, далеко (не)красавица, (не)поглаженное с вечера платье, никем (не)исследован- ный берег, сон (не)спокоен и (не)глубок.
2.Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твёрдыми.
Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.
3. Распределите слова на три группы в зависимости от произношения сочетания чн.
Конечный, яичница, проточный, скучный, порядочный, булочная.
4.Объясните лексическое значение слов маринист, субмарина, ультрамарин. Что означает латинское слово mare, корень которого отражён в этих словах?
5.К выделенным словам текста подберите, если возможно, синонимы и антонимы и укажите, языковыми или контекстуальными они являются.
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
(И.Бунин)
6. Какие из перечисленных ниже имён существительных не имеют соотносительных форм женского рода и почему?
Повар, портной, штукатур, пилот, печник, сапожник, певец, машинист, писатель, директор, инженер, министр, электрик, полководец, преподаватель.
7. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек, располагая слова в порядке последовательной производности. Какие слова не войдут ни в одну из возможных цепочек?
Пустота, пусто, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустеть, опустелый, опустошительный.
8. Укажите значение фразеологизма точить лясы и назовите первоначальную сферу его употребления.
Прочитайте отрывок из романа В.Каверина «Два капитана» и объясните, почему ремесло, о котором здесь идёт речь, также называется этим устойчивым оборотом.
Иногда он /Сковородников/ щил сапоги, иногда плёл сети и вырезывал из осины фигурки птиц и коней на продажу. Это ремесло – оно называлось «точить лясы» - он вывез с Волги, откуда был родом.
9. Определите синтаксическую функцию выделенного слова в данном тексте.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
10. Напишите сочинение-миниатюру (объёмом не более 1 страницы) о своём личном имени.