Задание 1.
К каждому из вопросов даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Определите, какой.
1. Первые живые обитатели Земли появились:
а) в почве; б) в наземной среде; в) в воздушной среде; г) в водной среде
2. Образование органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца, образование кислорода происходит у растений в процессе
а) фотосинтеза; б) дыхания; в) испарения ; г) транспорта веществ
3. Витамин С повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям. В каком растении его содержится больше?
а) свекле; б) лимоне; в) огурце; г) подорожнике
4. Назовите внутреннюю среду клетки, в которой располагается ядро и многочисленные органоиды
а) оболочка б) плазматическая мембрана в) цитоплазма г) ядро
5. Группа клеток, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям, образует:
а) орган б) вакуоль; в) ткань; г) вирус
6. Как называется часть тела, выполняющая определенные функции
а) орган б) фагоцитоз в) ткань г) вирус
87Вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами (содержимое вакуоли) - это:
а) цитоплазма; в) хлорофилл;
б) клеточный сок; г) межклеточное вещество.
8.Образования различной формы и цвета, которые могут придавать окраску различным органам растения - это:
а) вакуоли; в) хромосомы;
б) межклетники; г) пластиды.
9.Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:
а) клеточный сок; в) хлорофилл;
б) межклеточное вещество; г) цитоплазма.
10. Какой характерный признак отличает большинство растений от животных?
а) наличие размножения;
б) ограниченный рост
в) способность к фотосинтезу
г) перемещение
Задание 2
Найдя плод и лист одного и того же растения, обозначьте их одинаковыми цифрами, внизу напишите названия этих растений. Сколько таких пар?
Задание 3.
Как называются эти растения? Где они растут? В каких условиях?
123
Задание 4.
Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.
Задание 5.
Перечислите способы защиты растений от травоядных животных
Ответы к заданиям для проведения 1 (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по биологии в 6 классе:
Задание 1. К каждому из вопросов даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Определите, какой.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 10 баллов.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
г
а
б
в
в
а
б
г
в
в
Задание 2. Найдя плод и лист одного и того же растения, обозначьте их одинаковыми цифрами, внизу напишите названия этих растений. Сколько таких пар?
Критерии оценки: за каждую правильно определенную пару – 1 балл. За правильное определение названия растения в каждой паре – 1 балл. Максимум – 6 баллов.
Ответы:
Всего пар растений, у которых представлен и лист, и плод – 3: горох посевной, клен канадский, дуб обыкновенный.
Задание 3. Как называются эти растения? Где они растут? В каких условиях?
Критерии оценки: за определение названия растения – 1 балл; за определение места их произрастания – 2 балла ; за указание условий произрастания каждого из них – 2 балла. Максимум – 15 баллов.
Ответы:
1.Ель - растет в хвойных лесах, предпочитает тень,
2. Одуванчик растет на лугах, полях, у дорог, на открытых солнцу местах,
3. Клюква растет на болотах, в условиях сильной влажности.
Задание 4. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.
Критерии оценки: за каждый предложенный учащимся правильный ответ положительной и отрицательной стороны этого явления – 2 балла. Максимум – 10-12 баллов.
Ответы:
1)В результате сгорания образуется зола, являющаяся минеральным удобрением для растений. 2)При сжигании вместе с листьями уничтожаются вредные беспозвоночные, микроорганизмы, споры паразитических грибов. 3)В тоже время уничтожение листьев препятствует образованию перегноя плодородного слоя почвы,4)повреждается во время сгорания почва, корни растений, находящиеся близко к поверхности, 5)гибнут полезные беспозвоночные, семена растений.
Задание 5. Перечислите способы защиты растений от травоядных животных
Критерии оценивания: за каждый предложенный способ защиты – 2 балла. Максимум – 6 баллов.
Ответы:
У растений для защиты от травоядных животных имеются:
- колючки, шипы,
-горький или ядовитый вкус,
-неприятный запах.
Итого: 1 задание – 10 баллов; 2 задание – 6 баллов; 3 задание – 15 баллов; 4 задание – 10 баллов; 5 задание – 6 баллов. Всего: 47 баллов.